Водопропускные трубы – это конструкции, установленные под автомобильными дорогами. Нужны они для отвода водотоков. Конструкции также могут использоваться в качестве путепроводов. Такие трубы не разрушают земельное полотно и саму автомобильную дорогу. Они недороги как в эксплуатации, так и в ремонте. В том случае, если водопропускные трубы расположены на глубине, превышающей 2 метра, временное давление на конструкцию уменьшается. Если еще глубже – снижается до самого минимума.
Характеристики
Трубы на автомобильных дорогах различаются в зависимости от материала. Он производятся из следующих материалов:
- Железобетон;
- Полимерные материалы;
- Бетон;
- Металл.
Кроме того, конструкции могут отличаться друг от друга по следующим параметрам:
- Поперечное сечение (прямоугольной, круглой или овальной формы);
- Очки в сечении (один, два или больше);
- Тип поперечного сечения (напорные, полунапорные и неполные).
Увидеть все разнообразие конструкций можно на фото. Согласно ГОСТ, водопропускные трубы на автомобильных дорогах могут иметь следующие диаметры:
- Если конструкция короче, чем 30 метров, минимальный размер отверстия равняется 1 метру;
- Если длина конструкции составляет 15 метров и меньше, минимальный размер отверстия составляет 50 см, но только в зоне быстроточной конструкции;
- Если длина конструкции составляет 10 метров и меньше, размер отверстия может быть равен 50 см.
Параметры водопропускных труб, согласно СНИП, должны соответствовать данному типу автомобильных дорог. Эксплуатируются они обычно в безнапорном режиме. Напорный или полунапорный режим требуется для транспортировки расчетного количества влаги. Согласно СНИП, конструкции запрещается устанавливать в зонах с наличием наледей, ручей и рек, в который обитает рыба. В этом случае необходимо специальное разрешение соответствующей инспекции.
В соответствии с СНИП, конструкции подразделяются на следующие категории:
- Конструкции, устанавливаемые на глубину 2 метра;
- Конструкции, устанавливаемые на глубину 4 метра;
- Конструкции, устанавливаемые на глубину 6 метров.
Рекомендуемая глубина установки труб под автомобильные дороги может меняться в зависимости от конкретных условий.
Разновидности
Конструкции обычно устанавливаются возле водоемов. Помимо прочих функций, водопропускные трубы могут использоваться в качестве конструкций для изменения русел небольших рек. Для этих целей обычно применяются гофрированные изделия из металла. Такие конструкции, согласно ГОСТ, применяются в следующих случаях:
- Как замена конструкциям из бетонных колец;
- Для изменения русел рек;
- В качестве моста.
Рассмотрим основные преимущества гофрированных конструкций из металла:
- Низкие затраты при строительстве;
- Универсальность и разнообразие выбора под конкретные условия за счет наличия разных типов поперечных сечений;
- Простота и демократичность транспортировки благодаря небольшому весу удобной упаковке;
- Простой монтаж, который может выполнить человек без профессиональных навыков;
- Повышенная прочность и пластичность, что обеспечивает стойкость к повышенным нагрузкам;
- Высокий срок службы (до 100 лет);
- Монтаж конструкций может выполняться в любых климатических зонах.
В качестве водопропускных конструкций также часто применяются габионные конструкции. Представляют собой систему, укрепленную габионами. Увидеть, как выглядят такие сооружения, вы можете на фото. Рассмотрим их основные преимущества;
- Пластичность, надежность, устойчивость к высокому давлению;
- Устойчивость к влаге, атмосферным осадкам;
- Не нужно дополнительно устанавливать дренаж, так как система выполняет эти функции;
- Можно комбинировать с системами других видов;
- Легкость установки и эксплуатации;
- Демократичность установки, ремонта и эксплуатации;
- Безопасность, конструкции не оказывают негативного влияния на окружающую среду;
- Эстетика;
- Длительный срок эксплуатации.
Выбор труб на автомобильные дороги должен осуществляться в полном соответствии с ГОСТ. Их установка проводится согласно всем принятым строительным нормам. Неправильный монтаж конструкций может повлечь за собой разрушение земельного слоя и самой дороги. Посмотреть, как выглядит сооружение в уже собранном виде, вы можете на фото.