Ржавление (коррозия) элементов трубопровода – явление, происходящее при химической реакции окисления металлоповерхности от активного взаимодействия с влагой. Влага проникает в структуру материала и вызывает в ней изменения на ионном уровне, из-за которых структура металла постепенно разрушается.

osobennosti_ispolzovaniya_polietilenovogo_pokrytiya_trub_5

Темпы коррозионного процесса зависят от того, с каким видом влаги контактирует металл, от условий внешней среды, в которых расположена система. Своевременная противокоррозионная обработка трубных изделий позволит избежать негативных последствий и продлить сроки эксплуатации системы в целом. Какие виды наружных покрытий труб существуют в современной промышленности – расскажем подробно в следующих разделах статьи.

Покрытие битумно-мастичного типа

До середины века 20-го для противокоррозионной наружной обработки труб на предприятиях применяли два вида изоляционного покрытия – битумную мастику и специальные липкие ленты на полимерной основе (фото). Изоляция проводилась прямо на месте прокладки трубопровода, покрытия не имели достаточной устойчивости к механическому воздействию и потому могли предохранить поверхность изделий от коррозионных процессов на срок в десять- двенадцать лет и не более. Рассмотрим свойства каждого вида покрытия обстоятельно.

osobennosti_ispolzovaniya_polietilenovogo_pokrytiya_trub_4

Битумно-мастичное покрытие состояло из следующих слоев:

  1. В первую очередь поверхность трубы плотно покрывалась грунтовкой битумной или битумно-полимерной;
  2. Далее наносилась собственно сама мастика. Мастичных слоев нужно было положить несколько (два или три), а между ними обязательно проложить армирующий слой из стеклосетки или стеклохолста;
  3. На последнем этапе работ труба закрывалась оберточным материалом (крафт-бумагой, бризолом, гидроизолом).

От указанного метода противокоррозионной обработки труб не отказались и в современной промышленности, однако у него есть множество недостатков. Применение битумной изоляции может проводиться в ограниченном температурном диапазоне. При слишком низких температурах битумный слой делается хрупким, легко разрушается при незначительных механических воздействиях на него. При высоких температурах – мастика буквально «плывет», делается мягкой и само покрытие легко продавливается под весом грунта. Еще один минус данного наружного покрытия для труб – высокая способность к поглощению влаги.

osobennosti_ispolzovaniya_polietilenovogo_pokrytiya_trub_3

Изоляция изделий полимерной лентой

Полимерная лента показала себя как материал более технологичный, кроме того такое покрытие было более устойчиво к применению в условиях перепада температур. Лента выдерживала диапазон от минус двадцати градусов Цельсия до плюс сорока! Материал отличался также низким влагопоглощением, отличной водонепроницаемостью. Но, однако, при всех достоинствах у полимерных лент нашелся существенный минус – они плохо прилегали к стальной поверхности, и потому постепенно покрытие начинало сдвигаться с поверхности изделия, что под воздействием некоторых внешних факторов приводило к быстрому ржавлению трубы и ее механическому разрушению.

Указанные материалы в наши дни применяются редко, ведь им на смену пришли другие, более инновационные типы покрытий.

osobennosti_ispolzovaniya_polietilenovogo_pokrytiya_trub_2

Ленточно-полиэтиленовая изоляция

Ленточно-полиэтиленовая изоляция появилась в ходе попыток изобрести тонкое полиэтиленовое покрытие. Трубы с наружным полиэтиленовым покрытием данного типа не пользовались спросом у потребителя, так как напыленный слой полимерных веществ не обладал нужной степенью водостойкости и был чувствителен к температурным перепадам.

Чуть позднее в промышленности появились полиэтиленово-мастичные покрытия. Изолирующий слой такого покрытия состоял из полиэтилена экструдированного типа, который наносился на мастику.

Но все указанные способы наружной изоляции стальных труб оставались либо достаточно дорогими, либо технологически неприменимыми в определенных условиях. А потому было разработано покрытие комбинированного типа – ленточно-полиэтиленовая изоляция. Этим изолятором покрывались трубные изделия по 530 диаметр включительно и главным отличием данного изолятора от прочих аналогов, являлось то, что в нем появился особенный слой – ударопрочный.

osobennosti_ispolzovaniya_polietilenovogo_pokrytiya_trub_1

Полиэтиленовое наружное покрытие труб

Стальные трубы с полиэтиленовым покрытием (фото) впервые стали выпускаться в конце 60-х годов прошлого века: после изобретения немецкими промышленниками особого сополимера, которым и стали обрабатывать трубные изделия для получения прочной двухслойной изоляции. Позднее появились и другие сополимеры, и клеевые композиции, которые позволяли обеспечить высокую адгезию изолятора с металлической поверхностью. Двухслойная полиэтиленовая изоляция стала основным способом наружной противокоррозионной обработки труб на долгие годы. Она стала чрезвычайно востребована в нефтепромышленности, благодаря своим технологическим характеристикам.

Трехслойное полиэтиленовое покрытие труб можно смело назвать инновацией, потому что появилось оно в начале 80-х годов 20-го века. В изоляторе данного типа появился еще один слой, слой эпоксидного праймера. Как создается трехслойная изоляция — можно детально изучить на видео-инструкции к статье.

Защитное покрытие из разнообразных сополимеров наносится не только на трубы из стали. Труба полиэтиленовая с защитным покрытием применяется в строительстве современных систем водоснабжения, отопления, газоснабжения. Изолятор прекрасно выдерживает механические воздействия, не пропускает влагу, но при необходимости (монтажных работах) его легко удалить с поверхности изделия в местах установки соединений или спайки. Ценятся такие изделия и за безопасность и экологичность в эксплуатации.

Изоляция труб полиэтиленом широко востребована не только в сферах промышленных и связанных с добычей природных ресурсов, в домашних коммуникациях также часто применяют гофрированную нержавейку марки 25а, защищенную слоем полиэтилена. Полиэтиленовая изоляция помогает предохранить металлическую поверхность от запотевания и последующих коррозионных процессов.