Гаражные и входные ворота часто становятся объектом самостоятельного изготовления. Связано это и с достаточно простым устройством, и с доступностью материала, и с трудностью транспортировки готового изделия, особенно, когда загородный дом размещается далеко от дорожных трасс.
Материалы для сооружения
Конструкция ворот проста: она включает в себя каркас и материал створки. И если последний может быть разнообразным., то основой каркаса служит, как правило, профильная труба.
Она изготавливается из стали разных марок с термической обработкой и без нее. Качества изделия зависят как от состава исходного сырья, так и от способа получения:
- горячедеформированные;
- холоднодеформированные – отличаются высокими прочностными характеристиками;
- электросварные;
- электросварные холоднодеформированные – наиболее надежные и прочные, но отличаются более высокой стоимостью.
Основным отличием профильной трубы служит форма сечения: квадратная, прямоугольная (с прямыми углами и закругленными) и овальная. Изделия с квадратным и прямоугольным сечением значительно упрощают процесс монтажа и транспортировки. При этом такая форма значительно снижает металлоемкость, что в свою очередь уменьшает стоимость.
В качестве обшивки створки применяются следующие материалы.
- Металлический лист – рекомендуется использовать оцинкованное железо, так как оно отличается более высокими антикоррозийными свойствами. Материал обеспечивает высокую механическую прочность, стойкость к температурным перепадам, но обладает большим весом, что затрудняет монтаж своими руками.
- Профнастил – продукт холодного проката из оцинкованной стали. Для изготовления ворот применяется несущий профнастил, с высотой от 45 до 160 мм. Материал имеет различную рельефную поверхность, может быть окрашен или покрыт слоем защитного полимера. На фото демонстрируется образец.
- Дерево – используется обычная обрезная доска, обработанная антисептической грунтовкой, окрашенная или покрытая лаком. Материал, конечно, обладает более высокими декоративными свойствами, но механическая его прочность значительно ниже.
Этап проектирования
Распашные одно- или двустворчатые ворота состоят из рамы и створы, последняя – из каркаса и обшивки. Несмотря на очевидную простоту конструкции перед изготовлением, особенно если это первая работа своими руками, рекомендуется не только замерить, но и сделать чертеж изделия.
- Замер – параметры входа в гараж или проема ворот должны соответствовать размерам автомобиля, и учитывать площадь, которую занимает распашная створка.
- Чертеж – на эскизе отражается размер рамы, и параметры створы, которая должна свободно входить в раму. Также на рисунке указывается наличие ребер жесткости, а если речь идет о внешних воротах, то и параметры столбов.
- Расчет материалов – по чертежу рассчитывается метраж профильной трубы и количество обшивки. При этом следует обращать внимание на площадь полученной двери: при большой ее величине парусность изделия будет сильно возрастать, что означает существенное повышение нагрузки на профиль, а, значит, и увеличение размеров сечения.
Изготовление ворот своими руками
Выполнение подобной работы возможно лишь в том случае, если наличествует опыт работы со сварочным аппаратом. Сам процесс достаточно прост.
- Профильная труба соответствующего сечения – 40*20, 50*50, 60*30, в зависимости от массы створки и парусности, очищается от грязи и ржавчины с помощью металлической щетки, обезжиривается и покрывается грунтовкой. Затем трубы можно покрасить.
- Согласно расчетам нарезаются фрагменты профильной трубы нужных размеров.
Если речь идет о внешних воротах, то на первом этапе изготавливаются опорные столбы для конструкции – кирпичные, бетонные или деревянные, на них устанавливаются стойки, к которым в свою очередь будут крепиться дверные петли.
- Рама сваривается по углам. При этом нужно следить за тем, чтобы каркас находился на одной плоскости. Рекомендуется разместить будущую раму на кирпичных столбиках одинакового уровня, а затем приступать к сварке. После окончания швы зашлифовываются. На фото представлен рабочий момент сварки.
- К раме привариваются опорные площадки для крепежа. Готовый каркас может быть закреплен на металлические закладные или анкерами к стенам.
- Для створки отрезаются необходимые фрагменты трубы. Рекомендуется разложить детали створки внутри каркасной рамы на временные опоры, чтобы добиться точного нахождения двери в плоскости рамы. Для свободного закрывания необходимо оставить зазор: со стороны установки петель его величина равна толщине половинок петель, а с других – 0,7 см.
- Створки свариваются, швы зашлифовываются. Для усиления рекомендуется монтаж дополнительных ребер жесткости из профиля меньшего сечения и металлических уголков.
- Нарезается обшивка – стальной лист, профнастил, с учетом того, что зазор между рамой и каркасом створки должен быть перекрыт. Металлическая обшивка крепится сваркой, деревянная – с помощью саморезов.
- Привариваются дверные петли – сначала на створку, а затем на раму ворот. Эта работа требует удержания двери в правильном положении, что своими руками сделать невозможно – требуется помощник.
Готовые ворота можно окрасить или покрыть лаком, и утеплить, если есть такая необходимость. На видео монтаж металлических ворот из профильных труб представлен более подробно.