Гаражные и входные ворота часто становятся объектом самостоятельного изготовления. Связано это и с достаточно простым устройством, и с доступностью материала, и с трудностью транспортировки готового изделия, особенно, когда загородный дом размещается далеко от дорожных трасс.

Чертеж ворот
Чертеж ворот

Материалы для сооружения

Конструкция ворот проста: она включает в себя каркас и материал створки. И если последний может быть разнообразным., то основой каркаса служит, как правило, профильная труба.

vorota_iz_profilnoj_truby_02

Она изготавливается из стали разных марок с термической обработкой и без нее. Качества изделия зависят как от состава исходного сырья, так и от способа получения:

  • горячедеформированные;
  • холоднодеформированные – отличаются высокими прочностными характеристиками;
  • электросварные;
  • электросварные холоднодеформированные – наиболее надежные и прочные, но отличаются более высокой стоимостью.

Основным отличием профильной трубы служит форма сечения: квадратная, прямоугольная (с прямыми углами и закругленными) и овальная. Изделия с квадратным и прямоугольным сечением значительно упрощают процесс монтажа и транспортировки. При этом такая форма значительно снижает металлоемкость, что в свою очередь уменьшает стоимость.

vorota_iz_profilnoj_truby_03

В качестве обшивки створки применяются следующие материалы.

  • Металлический лист – рекомендуется использовать оцинкованное железо, так как оно отличается более высокими антикоррозийными свойствами. Материал обеспечивает высокую механическую прочность, стойкость к температурным перепадам, но обладает большим весом, что затрудняет монтаж своими руками.

vorota_iz_profilnoj_truby_04

  • Профнастил – продукт холодного проката из оцинкованной стали. Для изготовления ворот применяется несущий профнастил, с высотой от 45 до 160 мм. Материал имеет различную рельефную поверхность, может быть окрашен или покрыт слоем защитного полимера. На фото демонстрируется образец.

vorota_iz_profilnoj_truby_05

  • Дерево – используется обычная обрезная доска, обработанная антисептической грунтовкой, окрашенная или покрытая лаком. Материал, конечно, обладает более высокими декоративными свойствами, но механическая его прочность значительно ниже.

vorota_iz_profilnoj_truby_06

Этап проектирования

Распашные одно- или двустворчатые ворота состоят из рамы и створы, последняя – из каркаса и обшивки. Несмотря на очевидную простоту конструкции перед изготовлением, особенно если это первая работа своими руками, рекомендуется не только замерить, но и сделать чертеж изделия.

  1. Замер – параметры входа в гараж или проема ворот должны соответствовать размерам автомобиля, и учитывать площадь, которую занимает распашная створка.
  2. Чертеж – на эскизе отражается размер рамы, и параметры створы, которая должна свободно входить в раму. Также на рисунке указывается наличие ребер жесткости, а если речь идет о внешних воротах, то и параметры столбов.
  3. Расчет материалов – по чертежу рассчитывается метраж профильной трубы и количество обшивки. При этом следует обращать внимание на площадь полученной двери: при большой ее величине парусность изделия будет сильно возрастать, что означает существенное повышение нагрузки на профиль, а, значит, и увеличение размеров сечения.

vorota_iz_profilnoj_truby_07

Изготовление ворот своими руками

Выполнение подобной работы возможно лишь в том случае, если наличествует опыт работы со сварочным аппаратом. Сам процесс достаточно прост.

  1. Профильная труба соответствующего сечения – 40*20, 50*50, 60*30, в зависимости от массы створки и парусности, очищается от грязи и ржавчины с помощью металлической щетки, обезжиривается и покрывается грунтовкой. Затем трубы можно покрасить.
  2. Согласно расчетам нарезаются фрагменты профильной трубы нужных размеров.

vorota_iz_profilnoj_truby_08

Если речь идет о внешних воротах, то на первом этапе изготавливаются опорные столбы для конструкции – кирпичные, бетонные или деревянные, на них устанавливаются стойки, к которым в свою очередь будут крепиться дверные петли.

  1. Рама сваривается по углам. При этом нужно следить за тем, чтобы каркас находился на одной плоскости. Рекомендуется разместить будущую раму на кирпичных столбиках одинакового уровня, а затем приступать к сварке. После окончания швы зашлифовываются. На фото представлен рабочий момент сварки.
  2. К раме привариваются опорные площадки для крепежа. Готовый каркас может быть закреплен на металлические закладные или анкерами к стенам.
  3. Для створки отрезаются необходимые фрагменты трубы. Рекомендуется разложить детали створки внутри каркасной рамы на временные опоры, чтобы добиться точного нахождения двери в плоскости рамы. Для свободного закрывания необходимо оставить зазор: со стороны установки петель его величина равна толщине половинок петель, а с других – 0,7 см.
  4. Створки свариваются, швы зашлифовываются. Для усиления рекомендуется монтаж дополнительных ребер жесткости из профиля меньшего сечения и металлических уголков.
  5. Нарезается обшивка – стальной лист, профнастил, с учетом того, что зазор между рамой и каркасом створки должен быть перекрыт. Металлическая обшивка крепится сваркой, деревянная – с помощью саморезов.
  6. Привариваются дверные петли – сначала на створку, а затем на раму ворот. Эта работа требует удержания двери в правильном положении, что своими руками сделать невозможно – требуется помощник.


Готовые ворота можно окрасить или покрыть лаком, и утеплить, если есть такая необходимость. На видео монтаж металлических ворот из профильных труб представлен более подробно.