Также магистрали тестируют с помощью воздухаГидроиспытания трубопроводов. Для профилактики работы водопроводных сетей коммуникации периодически подвергаются проверке на прочность и герметичность. На это направлены гидроиспытания трубопроводов, состоящие из ряда мероприятий, которые осуществляют контроль работы на разных этапах функционирования систем.

Это является обязательным требованием для трубопроводов, которые работают под высоким давлением.

Основные принципы проведения гидроиспытаний

Гидравлические испытания как метод проверки используют чаще всего, потому что они не разрушают конструкцию трубопроводов. Целью проведения мероприятий становится предотвращение аварий на линиях водопровода, системы отопления, также выявление отклонений от прописанных в нормативных документах требований.

Водопроводные системы, работающих под давлением, нуждаются в проверке если:

  1. Изготовленные детали для трубопроводов готовятся к установке.
  2. Прокладка трубопроводов закончена.
  3. Нужен контроль системы во время испытаний.

Требования к тестированию магистралей прописаны в СНиП III –Г. 9-62, НИТУХП-62

Наряду с гидравлическим методом применяют пневматический способ, если невозможно провести первый в таких ситуациях, как:

  • во время минусовых показателей температуры окружающей среды;
  • нет возможности применить воду;
  • возрастающая опасность из-за нагрузки от объема жидкости.

Также магистрали тестируют с помощью воздуха, либо применяя инертный газ. Тестовые проверки проходят под строгим контролем специалистов, согласно требованиям Госгортехнадзорных органов и особенностей проекта. Во время испытаний всю систему делят на определенные участки, трубы внимательно осматривают, изучают технические характеристики сети. Во время проведения проверки устанавливают краны для слива и вывода воздуха, также монтируют заглушки.

Внимание! Нельзя во время теста пользоваться запорной арматурой. К участку трубопровода подключают пресс либо насос для подачи воды и устанавливают необходимый напор. Давление в трубах может превышать обычные нормы до полутора раз.

Регулировка давления во время испытательных мероприятий

Для контроля за давлением во время тестирования системы устанавливают манометры, которые заранее подвергаются проверке и опломбировке. Класс точности устройства должен соответствовать минимум 1.5 по ГОСТ 2405 – 63. Размер корпуса манометра должен составлять более 15 сантиметров, размер шкалы номинального показателя уровня напора должна ровняться минимум трем четвертям из измеряемого. Гидравлические испытания выявляют прочность и плотность системы.

Давление для испытания сетей отличается в зависимости от типа магистрали:

  1. Для напорных систем из стали и чугуна соответствует показатель 1.25 для обычной работы, прописанный в документах. Для них проверочное давление не должно превышать над рабочим более пяти килограмм на кубический сантиметр, а максимальное давление во время проверки может достигать 10 килограммам на сантиметр кубический.
  2. Напорные сети из асбестоцемента не должны подвергаться большему давлению во время проверки более 5 килограмм на сантиметр кубический.
  3. Полимерные трубопроводы подвергаются давлению, прописанному в Гостстандартах, уровень нельзя уменьшать до рабочего.

Чтобы нагнетать необходимое давление во время тестирования, допускают к использованию:Перед тестированием системы трубы осматривают

  • гидравлических прессов;
  • поршневых ручных насосов;
  • приводных шестеренчатых насосов;
  • насосы для эксплуатации.

Подготовительный этап перед проверкой

Перед тестированием системы трубы осматривают, чтобы выявить неполадки визуально. Так определяют готовность трубопровода к проведению испытательных мероприятий.

Для подготовки к испытаниям:

  1. Тщательно осматривают стыки.
  2. Определяют правильность установки арматуры.
  3. Проверяют опорные конструкции, подвески.
  4. Тест проходят запорные устройства на то, как свободно они закрываются и открываются.
  5. Определяют, как быстро можно удалить воздух из трубопровода.

Подходящая температура воздуха во время испытания не ниже 15 градусов выше ноля. Наружные трубопроводы до начала работ продувают для удаления загрязнений внутри системы.

Основные этапы тестирования

Гидравлические испытания проводят в несколько этапов:

  1. Подводят насос для подачи воды.
  2. Устанавливают манометры.
  3. Наполняют систему водой. В это время воздушники остаются в открытом виде, пока в них не покажется вода. Это будет показателем того, что воздух удален из системы. Во время наполнения системы трубы просматривают на наличие протечек и дефектов конструкции.
  4. Заставляют работать систему при повышенном давлении с помощью насоса некоторое время.
  5. Снижают давление до рабочей нормы.
  6. Удаляют воду из труб, снова осматривают систему.
  7. Снимают манометры и убирают насос.

Проверка работы сети под давлением занимает пять минут. Лишь стеклянные трубопроводы подвергаются тестированию в течение двадцати минут.

Справка! Просматривая трубопроводы из стали, стыки, сделанные с помощью сварки, простукивают с помощью закругленного молоточка по обе стороны соединения. Вес молоточка составляет около 1.5 килограмм. Сети, выполненные с помощью цветного металла, проверяют посредством деревянного молотка весом около 700 грамм.  Простукивать магистрали, выполненные с помощью иных материалов, нельзя.

Основные принципы проведения испытаний технологического трубопровода

Трубопроводы проходят первые испытания на этапе укладки перед засыпкой траншей и оснащением арматурой. Тестирование проводят для определения плотности во время чеканки и протечек системы. Дальнейшим испытаниям трубы подвергаются после покрытия магистрали землей и полного окончания монтажных работ технологического трубопровода. Проверку проводят только после полного установления прочности в соединениях. При сохранении герметичности конструкции, не сделав разрывов в системе, не обнаружив протечки стыков, можно говорить, что трубопровод прошел предварительную проверку.Во время проведения проверки устанавливают краны для слива

Как только завершается первое тестирование, можно засыпать трубы грунтом и далее проводить повторный контроль системы. Проводя финальные мероприятия технологические сети промывают с помощью воды, каждый тестируемый участок изолируют от остальной рабочей системы при помощи фланцев либо заглушек. До начала проверки проводят подготовку труб к испытанию: систему с раструбами заполняют водой на целые сутки. Окончательное тестирование не предполагает использование защитных гидрантов либо вентилей, на их место устанавливают заглушки.

Внимание! Проводя финальное испытание необходимо полностью открыть задвижки, и проверить исправность набивки в сальниках. Нельзя с помощью задвижек отсекать испытуемую часть системы от работающей.

В схеме указано: при тестировании из крана должен удаляться воздух. Вентиль монтируют в наивысшей точке трубопровода. Также силу давления регулируют с помощью насосов.

Внимание! Во время гидравлических испытаний надо соблюдать технику безопасности, потому что под давлением может разорвать трубы и ранить осколками людей.

Основные принципы во время проведения испытаний отопительных сетей

Трубопроводы для отопления проходят испытания, чтобы они бесперебойно работали всю зиму, и служат в качестве технической проверки качества отопления. Разные функциональные помещения отапливаются при индивидуальном напоре в системе. С помощью напора изменяют уровень прогрева помещения и циркуляцию теплового носителя. В трубах возникают разного рода гидравлические реакции, которые могут повредить систему. Трубопровод необходимо тестировать при давлении, которое в 40 раз больше рабочего.

Во время испытательных работ проводят следующие манипуляции:

  1. Испытывают краны.
  2. Чтобы увеличить герметичность конструкции, устанавливают уплотнители сальникового типа.
  3. Проверяют изоляцию трубопровода.
  4. Помещение отсекают от остальной магистрали с помощью глухих заглушек.
  5. Во время строительства отопительный трубопровод может засоряться, важно проводить промывку, опрессовку системы для ее качественной работы.

Особенности тестирования зимой

Обычно рекомендуют проводить испытания при температуре до плюс 15 градусов. Если приходится тестировать систему зимой, надо соблюдать некоторые правила, чтобы вода не замерзла в трубах. Систему надо освобождать от воды для проверки.

Как проверяют систему:

  1. Гидравлические испытания как метод проверкиЗаранее проводят прогревание сети с помощью горячей воды не более шестидесяти градусов. Во время прогрева надо утеплить штуцера для дренажной системы, спусковые участки.
  2. Магистраль проверяют с помощью жидкостей, которые замерзают при температуре ниже ноля. Затем сразу же прогоняют теплую воду по трубам, промывая их и продувают посредством воздушного напора.

Если испытывают трубопровод с помощью хлористого кальция, то тестированию подлежат участки длиной до одного километра при УД, равном не более 10 сантиметрам.

Внимание! В холодный период можно тестировать участки протяженностью до двухсот пятидесяти метров, имеющих объем не более 25 сантиметров.

Специальные таблицы содержат данные по объему воды, которое подходит для проверки зимой.

Как часто надо проводить гидроиспытания

Время проведения обязательных испытаний трубопроводов приходится на начало сезона, когда включают отопление и на его конец. Канализационные сети проходят тестирование один раз за год, во время прохождения техобслуживания. Также трубопроводы испытывают на прочность после окончания строительных либо ремонтных мероприятий, или по указанию контролирующих органов.

Последствия при нарушении систематического проведения испытаний

Если не проверить работу новой магистрали и не заполнить акт о проведении испытаний, то контролирующие органы не разрешат ввести в эксплуатацию данный объект. При несоблюдении сроков испытаний для действующего трубопровода, это может повлечь поломку всей системы и принесет еще большие убытки. Только во время проверок системы под давлением можно увидеть мелкие неполадки в виде протечек в местах стыков. Протечки могут привести к ремонту труб и отключению всей сети.

Во время укладки современных сетей, у которых эксплуатационный срок равен более пятидесяти лет, можно провести одно испытание по окончанию монтажных либо ремонтных работ. В России почти все центральные магистрали смонтированы много десятилетий назад, поэтому нуждаются в постоянной проверке. Данные мероприятия позволят вовремя провести ремонт коммуникаций либо полностью заменить элементы конструкции.