Трубопровод не всегда прокладывают под землей. Порой, особенно если речь идет о крупных магистралях, этот вариант оказывается невыгодным. А чтобы удерживать трубопровод в заданном проектном положении или даже переместить систему при необходимости, применяются специальные опоры, расположенные на точно рассчитанном расстоянии друг от друга.
Типы конструкций
Для газо- и нефтепровода, для технической системы и для подачи горячей воды или сжатого воздуха по понятным причинам используются разные изделия с разными характеристиками. Поэтому первым требованием, которому должны удовлетворять опорные конструкции, выступает соответствие материала. Это не всегда означает полное совпадение, но это означает соответствие задаче: фиксация, гашение вибрации, стойкость к температуре и так далее.
Различают 2 основных типа конструкций: подвижные и неподвижные.
Подвижные – или скользящие, используются для гашения вертикальной нагрузки. Кроме того, они помогают равномерно распределить тепловую деформацию. Этот вид конструкций позволяет изменить положение трубопровода относительно опоры. Для расчетов имеет значение не столько назначение – передача газа, сжатого воздуха, сколько общий вес трубы с содержимым.
Различают несколько видов моделей:
- катковые – в конструкцию вмонтированы катки, что обеспечивает линейную подвижность стального трубопровода;
- хомутовые – или приваренные. Представляет собой подвески, с помощью которых коммуникации закрепляются на потолок;
- пружинные – оснащаются пружинным амортизирующим блоком. Может сочетаться с хомутом;
- опорное кольцо – вариант скользящей системы, в которой подвижность обеспечивается за счет материала конструкции. Это бескорпусная опора, которая выполняется из полимера, то есть, обладает высоким коэффициентом теплового расширения.
Неподвижные – в отличие от подвижных полностью исключают линейные или угловые смещения. Порой конструкционно они очень похожи на скользящие – хомутовые, например, но благодаря жесткой фиксации гарантируют неподвижность трубопровода.
Различают такие варианты неподвижных опор:
- корпусные приварные – конструкции соединяются с трубами посредством сварки. Устройство могут иметь разное, однако с трубопроводом, по сути, образуют единое целое;
- корпусные хомутовые – закрепляются на трубах за счет плоских или круглых хомутов;
- бугельные – разновидность хомутовых: модели оснащены дополнительные ребрами жесткости, что повышает их эксплуатационные качества;
- крутоизогнутые – специальные конструкции, предназначенные для фиксации труб на участках сгиба;
- вертикальные крепления – представляют собой прочные лапы, приваренные к вертикальной поверхности;
- щитовые – похожи по конструкции на вертикальные, но используются при прохождении коммуникаций сквозь стены.
Различное устройство опорных конструкций предполагает разное расстояние между ними. Однако последнее определяется не только типом изделия, но и характеристиками труб. Для расчетов все эти факторы нужно учитывать.
Расстояния между опорами трубопроводов по таблице СНИП
Правильно подобранная дистанция между опорными креплениями является одним из условий эксплуатации системы. Опоры позволяют распределить нагрузку, минимизировать напряжение, а в определенных случаях – при обустройстве тепломагистралей, например, распределить температурную нагрузку.
Нормы СНиП включат в себя требования по расстоянию между опорами для трубопроводов с разным диаметром, толщиной стенки и назначением. Такие данные заносятся в специальные таблицы, что значительно облегчает расчеты. Стоит помнить, что таблица содержит не рекомендованные данные, а точное указание, соответствующие СНиП, сколько и какие конструкции нужны.
Таблица расстояния между опорами трубопроводов, приведенная в статье, касается скользящих конструкций для стальных труб.
Наружный диаметр, мм | Толщина стенки, мм | Максимальное расстояние между опорами, м | Принимаемое расстояние при наземной и подземной укладке, м | Принимаемая дистанция при подземной укладке в непроходимых каналах, м |
25 | 2,5 | 2.5 | 1,9 | 1,9 |
32 | 2,5 | 3,2 | 2,7 | 2,7 |
40 | 2,5 | 3,9 | 3,0 | 3,0 |
57 | 2,5 | 4,9 | 3,8 | 3,8 |
76 | 3,0 | 6,4 | 4,9 | 3,8 |
89 | 3,0 | 6,9 | 5,3 | 4,1 |
108 | 3,5 | 8,3 | 6,4 | 4,9 |
133 | 4,0 | 9,6 | 7,4 | 5,6 |
159 | 4,0 | 10,4 | 8,0 | 6,1 |
219 | 4,0 | 12,8 | 9,8 | 6,4 |
273 | 4,5 | 14,7 | 11,3 | 7,9 |
325 | 5,0 | 16,6 | 12,8 | 8,3 |
377 | 5,5 | 18,3 | 14,1 | 9,2 |
426 | 6,0 | 19,8 | 15,2 | 9,9 |
530 | 7,0 | 22,7 | 17,5 | 11,4 |
630 | 8,0 | 25,6 | 19,7 | 12,8 |
720 | 8,5 | 27,7 | 21,3 | 13,9 |
820 | 9,5 | 30,3 | 23,3 | 15,2 |
920 | 10,0 | 31,9 | 24,5 | 16,0 |
1020 | 11,0 | 33,6 | 25,8 | 16,8 |
Расстояния между опорами стальных трубопроводов при равной величине стенок определяются диаметром. Также влияют характеристики грунта при подземной укладке. Кроме того, при монтаже тепловых трасс согласно СНиП на дистанцию влияет температурная деформация. Для тепломагистралей используют только подвижные опоры с тем, чтобы создать монтажное смещение для компенсации теплового расширения.