Одной из характеристик запорно-распределительной арматуры является тип крепления элемента к системе. Наряду с наиболее распространенным муфтовым в системах со значительным давлением жидких или газообразных сред используется фланец. Часто используемый при монтаже водопроводов и систем отопления кран стальной фланцевый — запорное устройство, перекрывающее поток по трубопроводу, аналогичный тип соединения применяется и для монтажа контролирующей, распределяющей, соединяющей и перенаправляющей арматуры многоходового типа.

Содержание

  • Характеристика и особенности фланца
  • Краны на основе фланцевого соединения
    • Одноходовые
    • Многоходовые
    • Контролирующие
  • Правила выбора запорной арматуры

Характеристика и особенности фланца

Фланцами называется парная система из дисков, обеспечивающая герметичное соединений пустотелых форм. Чаще всего это трубы газо-, водо- или нефтепроводов. Наиболее распространены круглые фланцы, хотя конструкция не ограничивает формы пластин. Сравнительно с другими типами сантехнических соединений фланцевое считается одним из самых прочных, поэтому фланцевый кран в бытовых коммуникациях устанавливается, как правило, на системы с высоким давлением, в которых муфтовое соединение не может гарантировать необходимый уровень надежности и длительный срок эксплуатации. По сравнению со сварным типом крепления фланцевый имеет явное преимущество: он относится к сборно-разборным, то есть при необходимости демонтируется для чистки или замены.

Фланцевый трехходовый кран
Фланцевый трехходовый кран

Два основных вида фланцев, различающихся формой стыкующего диска:

  • плоские, представляющие собой простейшие шайбы с перфорацией для болтов или иных соединительных деталей;
  • воротниковые, имеющие характерную форму перехода от дисковой части.

Кран стальной фланцевый чаще всего снабжается соединительным элементом второго типа, как более эстетичным.

Способ производства фланцев зависит от размеров и назначения элемента, типовые для водопроводов и систем отопления, например кран ду50 фланцевый, как и вся линейка запорных механизмов с показателем условного диаметра проходимости (ДУ) от 15 до 200, чаще всего производятся в технике горячей штамповки, а в качестве исходного материала применяется сортовой металлопрокат. Для изготовления более масштабных элементов глобальных трубопроводов применяется техника ковки с последующей обработкой.

Дополнительно фланцевые соединения снабжаются попарно:

  • соединительными выступами и впадинами;
  • шипами и пазами;
  • прокладками.

Краны на основе фланцевого соединения

В зависимости от количества патрубков фланцевые краны разделяются одноходовые и многоходовые. Фланец используется в них и в качестве опоры для крепежных элементов дополнительного блока, и а качестве выхода на измерительные приборы.

Одноходовые

Исключительно запорный механизм, поворотом рукояти прекращающий прохождение жидкости или газа. Наиболее распространены шаровые типы механизмов. Качество регулируется ГОСТом 12820–80.

Многоходовые

Используются для смешения или разделения сред. В зависимости от типа внутреннего клапана могут как полностью прекращать подачу или перенаправлять поток, так и регулировать его мощность. В подобных устройствах наиболее распространен цилиндрический тип клапана. Кран трехходовой фланцевый из стали — часто применяющийся в системах отопления и распределения теплоносителя многоквартирных домов и частных коттеджей.

Контролирующие

Фланцевый манометр
Фланцевый манометр

Фланец в таком типе крана служит площадкой для крепления измерительных приборов. Кран трехходовой с контрольным фланцем для манометра используется для крепления измерительного прибора на магистраль. Качество деталей этих соединительных частей регламентирует ГОСТ Р 54432 — 2011.

Правила выбора запорной арматуры

Многоходовый кран из латуни
Многоходовый кран из латуни

Фланцевый кран рекомендован для условий повышенной аварийной опасности: коммуникаций с повышенной температурой или давлением внутри системы. Конструкция должна выдерживать давление свыше 16 бар и температуры выше 100°. Требования к качеству подобных устройств повышенные, как и к соблюдению техники проводимых работ.

Промышленно выпускаются фланцевые запорные механизмы из нескольких видов материалов:

  • сталь и ее нержавеющие разновидности;
  • латунь;
  • чугун;
  • бронза.

Латунный механизм считается наиболее востребованным, благодаря хорошей антикоррозийной устойчивости и долговременной эксплуатации. Такие свойства обеспечиваются и характеристиками самого материала, и дополнительного напыления. Конкуренцию ему может составить только кран нержавеющий фланцевый. как наиболее демократичный по цене механизм. Чугунные конструкции, как и бронзовые при монтаже непромышленных трубопроводов применяются достаточно редко.

Перед приобретением механизма самостоятельно или сверяясь с имеющейся в наличии документацией необходимо определить:

  • тип проводимой среды (горячая или холодная вода, масло, пар);
  • внешний и внутренний диаметры;
  • температура сред;
  • рабочее давление.

Механизм должен соответствовать этим характеристикам.

При монтаже крана наибольшее внимание уделяется герметичности, так как минимальный зазор может привести не только к появлению осадка, но и к аварии. При отсутствии профильного образования и необходимого уровня доступа проводить такие работы не рекомендуются.